Концерт «Музыка при дворе русских императриц»
Слушателя может заинтересовать, почему в программе концерта, посвященного придворной музыке русских императриц, есть фамилии итальянских композиторов. Это не ошибка музыкантов и не историческая случайность: итальянские мастера пользовались особым почитанием при русском дворе. Итальянец Франческо Арайя был приглашен Анной Иоанновной на должность придворного капельмейстера, затем эта должность досталась Бальдассаре Галуппи и Джузеппе Сарти. Стоит ли упоминать насколько капельмейстер мог повлиять на придворный репертуар?
Итальянцы были и учителями: все, представленные в программе русские фамилии – их ученики и наследники итальянских традиций. Это отнюдь не означает, что к русской музыке их музыка отношения не имеет. – Наоборот. Ведь итальянцы стремились претворять свои умения именно в условиях русской культуры, и это у них замечательно выходило.
Программа:
Дж. А. Ристори – Симфония на день коронации Анны Иоанновны (1730) для флейты, скрипки и клавесина
И. А. Хассе – Ария «Generoso, risvegliati o core» из оперы «Клеофида» (1731)
В. Манфредини – Концерт си бемоль мажор для клавесина, флейты, скрипки, фагота и клавесина (1769)
Б. Галуппи – Концерт ре мажор для флейты, скрипки, фагота и клавесина.
Б. Галуппи – Ария Авроры из оперы «Перевернутый мир» (1750)
И. Хандошкин – Вариации на тему песни «То теряю, что люблю» для скрипки и клавесина
Дж. Паизиелло – Ария Бартоло из оперы «Севильский цирюльник» (1782)
М. Березовский – Соната до мажор для скрипки и клавесина (1772)
В. Пашкевич – Песня Дуняши из оперы «Федул с детьми» (1791)
В. Пашкевич – Ария Федула из оперы «Федул с детьми» (1791)
Д. Бортнянский – Соната фа мажор для клавесина
Е. Фомин – «Пляска фурий» из мелодрамы «Орфей и Эвридика» (1791) для флейты, скрипки, фагота и клавесина.
Дж. Паизиелло – Дуэт «Nel cor» из оперы «Мельничиха»